Один день из жизни сотрудника автомобильного завода «ПСМА Рус»

Это настоящее волшебство, когда из набора разрозненных деталей появляется готовый автомобиль. Казалось бы, вот только кузовные панели «идут» на сварку, а уже через некоторое время женщина-испытатель садится за руль сверкающего в свете прожекторов Peugeot 408 и выгоняет седан с конвейера.

Именно так все выглядит во время экскурсии по заводу «ПСМА Рус», которую регулярно устаивают Mitsubishi, Peugeot и Citroen. Но как все работает на самом деле – непонятно. Подгоняемая жгучим желанием взглянуть на производство глазами рабочего, а не посетителя, редакция TurboAnimals.ru договорилась о внедрении редактора портала прямиком на производство. Нам повезло, и всю первую рабочую смену мы проведем вместе с логистом цехом покраски Иваном Уткиным.

psa peugeot citroen

Иван Уткин. Логист цеха покраски «ПСМА Рус»

В цех покраски экскурсии не водят – самый секретный объект на предприятии. Это отдельное здание со своими строгими правилами, должностными инструкциями и столовой. Завод в заводе. Гордость предприятия.

Если говорить о производстве в целом, то завод начали строить в чистом поле возле поселка Росва Калужской области в 2008 году, а уже в апреле 2010 года запустили сборку автомобилей, правда, так называемым «отверточным методом». Полный цикл производства на «ПСМА Рус» начат 4 июля 2012 года. Кроме Peugeot 408 здесь собирают Citroen C4 седан и на второй ветке конвейера японские Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport.

psa peugeot citroen

Peugeot 408

На сегодняшний день, с учетом неблагоприятной экономической ситуацией в стране, предприятие работает в одну смену, а проектные мощности загружены на треть. К примеру, в 2014 году было произведено 46 147 автомобилей при возможности собрать 125 000 машин. Тем не менее, в отличие от General Motors, концерн PSA Peugeot-Citroen не собирается уходить из России, и сворачивать производство, инвестиции в которое составили 550 миллионов евро. В ближайшее время стоит ожидать так называемую оптимизацию численности рабочего состава, но она затронет, скорее всего, только тех, кто оформлен по срочным договорам. Герой нашего рассказа Иван Уткин работает на «ПСМА Рус» давно и основательно, поэтому сокращение ему не грозит.

Мы договорились встретиться с Иваном в 5-00 возле его подъезда, для чего мне пришлось завести будильник на четыре утра. «Сложно вставать в такую рань?» — интересуюсь я. «Трудно, конечно, но постепенно адаптируешься. Мне хватает 10 минут, чтобы собраться. Это еще ничего, я недалеко живу, а некоторые ездят за 80 километров из отдаленных поселков».

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Садимся в остывший за ночь автомобиль и направляемся в сторону поселка Росва, на завод. От центра Калуги до предприятия ехать 25 километров. «У нас, конечно, ходят корпоративные автобусы, но на машине быстрее и комфортнее. Тем более в соседнем доме живет приятель, тоже с автомобилем, и мы по очереди друг друга возим», — говорит Иван.

Выезжаем из центра города. На дорогах никого. Тихо и спокойно. Я спросил у Ивана, не было желания переехать в Москву, как это многие делают. Оказывается, он там работал какое-то время, но когда возникла возможность устроиться на «ПСМА рус», сразу воспользовался моментом: «стабильная работа, хороший коллектив, достойная заработная плата. Правда, если пересчитывать в доллары, то все стало не так хорошо, но на общем фоне неплохо». Иван любит свой город, родился здесь. Настоящий патриот.

psa peugeot citroen

Подъезжаем к проходной завода приблизительно в 5-40 утра, чуть опережая автобусы. Пока курим, прибывает основная масса сотрудников. Да, хорошо, что мы на автомобиле поехали – трястись в «пазиках» 40 минут в полусонном состоянии не лучший способ начать рабочий день. Охранник сверяет мою фамилию со списком аккредитованных на сегодня журналистов и сильно удивляется тому, что я оказался здесь так рано, ведь основная группа прибывает только к часу дня.

psa peugeot citroen

Перед тем, как попасть на завод, необходимо отметиться у медицинского работника, как бы кто пьяным не пришел. Мы с Иваном трезвы как стеклышко, поэтому идем в цех покраски к рабочему месту.

Цех покраски «ПСМА Рус» достаточно компактен для завода такой производственной мощности – 16 600 квадратных метров. Дело в том, что обработка и покраска кузовов проходит на трех уровнях и состоит из нескольких основных этапов: первичная подготовка кузова (катафорез), герметизация, грунтовка, нанесение базового слоя, нанесение основный краски и полировка.

Работа Ивана Уткина заключается в обеспечении производственных участков всеми необходимыми расходными материалами и комплектующими. А их на самом деле много – целый склад, причем система учета и обозначений позиций у французского и японского производителя различные.

psa peugeot citroen

Переда пуском конвейера на всех участках проходят небольшие брифинги, где старший мастер ставит задачи на сегодня и обозначает трудные моменты в работе. Сегодня старший мастер смены – молодая девушка Мария Долгобаева. Перед началом брифинга она сообщает небольшому коллективу участка линии герметизации, что сегодня целый день с Иваном будет фотограф (формально Иван Уткин относится к этому участку). Тут же в зале послышались дружеские смешки и «подколочки». Атмосфера, несмотря на 6 утра, очень позитивная.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Вот такой зелено-желтый цвет приобретают кузова после прохождения обработки. Здесь, в покрасочном цехе «ПСМА Рус», насчитывается 11 ванн катафореза! Длительный многоступенчатый процесс обработки обусловлен желанием производителя (европейский стандарт качества) обеспечить максимальную сопротивляемость кузова внешнему воздействию. Другими словами – это индустриальная защита от коррозии.

psa peugeot citroen

Кузов автомобиля после первичной обработки

Отмечу, что конвейер покраски на заводе «ПСМА Рус» един для SUV и С класса: в цех подходят две ветки конвейера, и здесь они уже соединяются в одну. Вот так выглядят кузова, когда заходят в покрасочный цех. Затем будущие автомобили «купаются в ваннах» на верхних двух уровнях цеха и спускаются на участок шумоизоляции и герметизации.

psa peugeot citroen

Так выглядят кузова, когда только поступают в цех покраски

Несколько неожиданно, но шумоизоляционные элементы укладываются на этапе, предшествующем грунтовке и покраске. Именно здесь произошел небольшой эксцесс: накануне загрузка у Ивана Уткина была серьезная, и он попросил одного сотрудника помочь рассортировать шумоизоляционные прокладки. В итоге элементы для правой стороны автомобиля оказались в зоне склада, где хранились элементы для левой стороны. Иван как ни в чем не бывало привез на линию неправильные прокладки. Это выяснилось только тогда, когда рабочие начали примерять их в кузове. Вот здесь Ивану пришлось быстро побегать. Успел.

psa peugeot citroen

Процесс укладки шумоизоляционных матов

Работа у Ивана разнообразная, он не привязан к одному месту, и ему это нравится. Но за смену Иван проходит, пробегает и проезжает на погрузчике многие и многие километры, ведь больше некому доставлять и принимать комплектующие. Если одеть Ивану фитнес-браслет, который меряет шаги, показания, скорее всего, будут рекордными. «Мне бы помощник здесь пригодился, — говорит Иван, — однако сейчас не то время, чтобы расширять штат».

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Цех покраски, как и весь завод, работает всего в одну смену, и в день здесь проходят порядка 121 автомобиля: 50 Mitsubishi Pajero Sport, 18 Mitsubishi Outlander, 28 Citroen C4, 25 Peugeot 408. Но это было до запуска на конвейер обновленного Outlander. Очевидно, что новинку начнут собирать интенсивнее.

Кроме покраски кузова в цехе есть рабочая зона, где занимаются отдельными кузовными элементами, например, дверями, которые привозят сюда на прицепе. Подготовленный к покраске кузовной элемент имеет высокую добавочную стоимость, и этим выгодно заниматься на предприятии. Далеко не на всех иностранных автомобильных заводах в России есть возможность готовить к покраске отдельные кузовные элементы.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Пока Иван выгружал и принимал новые двери, на линии стали заканчиваться держатели для капота. Пришлось опять быстро побегать: принести сначала несколько штук, а потом уже на погрузчике подвести партию побольше. И так целый день, как белка в колесе. С перерывом «на покурить» и обед.

Перерывы на предприятии каждые 2 часа: 10-минутные и 40-минутный на обед. Первая «курилка» в восемь утра. Столько уже сделано, а только рассвет. Дальше снова за работу: принимать, разбирать, сортировать, доставлять.

psa peugeot citroen

Ближе к 9 утра начинаются планерки мастеров участков, начальника смены и директора покрасочного цеха француза Frank Mannessier, который работает на заводе с момента его открытия. Все общение проходит на английском языке: спикеры отчитываются о проделанной работе, планах, проблемах. Франк внимательно слушает, потом задает вопросы. Подслушать не получилось – это все-таки конфиденциальная информация.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

После того, как я уже практически освоился в цехе, меня пришли инструктировать по технике безопасности. Правильно – рабочие с 6 начинают, а «офисные» – с восьми. Но поскольку я на заводах не первый раз, и в частности на «ПСМА Рус», знаю, как и где можно перемещаться, и что делать. Тем более Иван меня снарядил по полной программе: комбинезон, бахилы, шлем, очки. Что со мной таким укомплектованным будет?

psa peugeot citroen

Кстати, обратили внимание, какие все на заводе молодые и красивые? И стеснительные.

Вот так незаметно настал большой перерыв. Обед в 10-40 утра – это что-то новенькое для меня, с другой стороны, при работе на заводе в первую смену временной уклад у человека совсем другой. Дизайнер-фрилансер еще не проснулся, музыкант еще не ложился, а у меня уже обед. Вот это круто!

Предприятие субсидирует сотрудникам питание, и обед для них стоит всего 40 рублей. Для меня, как для гостя, вот этот набор из первого, второго и компота обошелся в 155 рублей. Дешевле, чем в Государственной Думе, например.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

«В отпуск займусь ремонтом квартиры или поеду в Москву подработаю – там есть знакомые строительные бригады, приглашают», — такой план на длительные выходные у Ивана. Заграничного паспорта пока нет, никуда за пределы нашей Родины не ездил, здесь дома дел много.

После обеда ненадолго прощаюсь с Иваном и присоединяюсь к основной группе журналистов, которые собрались для встречи с генеральным директором «ПСМА Рус» Жан-Кристофом Маршалем. Топ-менеджер быстро рассказывает о заводе и убегает по своим делам, а посетители надевают специальную одежду и отправляются на экскурсию. Я решил присоединиться, посмотреть еще раз на основной конвейер.

psa peugeot citroen

Генеральный директор «ПСМА Рус» Жан-Кристоф Маршаль

Участок сварки. Это самое начало производственного процесса, именно здесь начинается магия. Именно отсюда готовые кузова отправляются в цех покраски, где я провел всю первую половину дня.

psa peugeot citroen

Затем, уже вот в таком красивом виде, покрашенные кузова «приплывают» обратно в главный сборочный цех, где разделяются по конвейерам: сборочная линия SUV имеет общую длину 400 метров, а линия С – 650 метров. Здесь кузова соединяются с шасси и происходит финальная сборка машины. На линии Citroen C4 и Peugeot 408 расположено 65 рабочих постов, на линии Mitsubishi Outlander – 45 участков.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Последний этап – контроль качества. Автомобили попадают в специальную зону, где проходят несколько тестов. Если обнаруживаются незначительные дефекты, то осуществляется доработка продукции на месте. Естественно, параллельно с этим запускается процесс поиска и устранения ошибки в технологической цепочке. Только после того, как специалисты все проверили, автомобиль отправляется на отгрузку.

Тем временем рабочая смена подошла к концу. В 15-00 встречаю Ивана на выходе их цеха покраски, и мы бодро идем к автомобилю – важно выехать раньше вереницы медленных «пазиков», которых потом не обгонишь на узких дорогах.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Я, конечно, удивлен, что рабочих мучают в таких неудобных и давно морально устаревших, хоть и новых, автобусах. «Единственная транспортная компания, которая смогла уложиться в наш график», — говорит Иван. Больше повезло тем, кто живет далеко – их везут на микроавтобусах типа Mercedes Sprinter.

Быстро, без пробок доезжаем до Калуги. Город выглядит симпатично, но я прошу Ивана показать его чуть ближе, и мы решаем заехать в парк имени К.Э. Циолковского. Известен этот парк прежде всего тем, что 29 марта 2007 года здесь побывал Путин, который возложил цветы к могиле великого русского ученого, а также посетил музей Космонавтики. Разумеется, к приезду президента здесь все облагородили, приятно находиться. Курить и распивать спиртные напитки категорически запрещено, как и гулять с собаками и другими животными.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

Закончив с парком, отправляемся покупать подарок для крестницы Ивана на день рождения. Определиться с подарком оказалось сложнее, чем работать на заводе – вроде много всего, а выбрать не из чего. Да и как двоим мужикам, у которых еще нет собственных детей, найти что-то подходящее для 7-летней девочки: что-то уже неинтересно будет, что-то слишком рано. Вот так ходили, бродили по магазину минут 20, пока продавщица-консультант не вмешалась. Нелегко это.

На этом мы прощаемся с Иваном Уткиным: ему пора идти на день рождения, а мне, полному впечатлений, ехать в Москву. Это был интересный и познавательный день. Никакого уныния среди сотрудников предприятия я не заметил – все очень энергично, по-деловому и, вместе с этим, по-домашнему. Хороший небольшой коллектив. Людям действительно нравится то, что они делают, и от этого они делают все качественно.

psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen
psa peugeot citroen

 

Надеемся, вы дочитали до конца)

Николай Назайкинский

О Николай Назайкинский

Основатель проекта. Автор и редактор TurboAnimals в прошедшем времени.

1 комментарий

  1. Евгений

    Отличная и интересная статья, прочитал на одном дыхании.

Комментирование запрещено