Когда производство в России прибыльно. Завод Bosch в Энгельсе

Даже в непростой экономической ситуации, в которой оказалась наша страна, некоторые предприятия продолжают успешно работать. Это утверждение в полной мере относится к заводу «Роберт Бош Саратов», который выпускает свечи зажигания, стартеры и генераторы, световую технику, топливную аппаратуру, аккумуляторы и другую продукцию.

Дело в том, что примерно половина продукции предприятия уходит на экспорт, а это значит, что от падения курса национальной валюты завод даже выиграл. Конечно, здесь используются импортные комплектующие, но не в таком объеме, как при сборке автомобилей на иностранных заводах.

Bosch

Директор ООО «Роберт Бош Саратов» Эккарт Хельмут Райлен

Почему именно Энгельс и «Завод автотракторных запальных свечей» был выбран под российскую сборочную площадку Bosch?

«Завод керамических изделий» был основан в 1942 году, и сразу после войны здесь наладили выпуск изоляторов для свечей зажигания. Затем запустили производство свечей зажигания по полному циклу. На заводе в советский период изготавливали свечи для автомобилей ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, двигателей ЗМЗ, грузовиков ЗИЛ, КАМАЗ, «Урал», автобусов ПАЗ и РАФ, мотоциклов ИЖ.

В середине 90-х годов, когда многие производства в России пришли в упадок, заводом заинтересовалась немецкая компания Bosch, потому как объем продаваемых в нашей стране свечей зажигания этого бренда позволял задуматься о локализации производства. Поэтому в 1997 году Robert Bosch GmbH приобрел контрольный пакет акций ОАО «Завод автотракторных запальных свечей», а уже в 2001 году была выпущена первая свеча с логотипом Bosch. Затем в 2004 году предприятие расширилось за счет приобретения завода по выпуску компонентов впрыска топлива. В 2015 году Bosch планирует открыть новый завод в Самаре, инвестиции в который составили 50 миллиардов долларов.

Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch

Изначально завод выпускал свечи зажигания ЭЗ для отечественных предприятий. Сейчас здесь производятся свечи зажигания марок ЭЗ, APS Приоритет, Bosch, а также для ряда иностранных компаний. Клиентами «Роберт Бош Саратов» являются практически все автосборочные предприятия в России, не только «АВТОВАЗ». Даже если на свече зажигания будет написано «Ford» или «Opel», на самом деле они произведены Bosch.

Линейка ЭЗ Standard и ЭЗ Yttrium теперь включает в себя большой ассортимент свечей, предназначенных для иномарок. Производятся свечи с одним и несколькими боковыми электродами; свечи, содержащие редкоземельный металл иттрий; свечи, специально разработанные для двигателей, работающих на газе и многие другие. При этом продукцию бренда ЭЗ отличает привлекательная стоимость.

Все производство свечей зажигания разделяется на три крупные части: керамическая, металлообрабатывающая и сборочная. Главный продукт керамического производства – это изолятор. Сейчас «Роберт Бош Саратов» изготавливает три вида керамики, которая выдерживает напряжение 35 кВ, 50 кВ и 60 кВ.

Производство изолятора начинается с помола исходного сырья – глинозема (Al2O3), из которого и делается керамика. Глинозем помещается в мельницу, где находятся керамические шары, измельчающие массу. Размер зерна составляет 2-3 микрометра. Здесь используются итальянские мельницы, работающие в автоматическом режиме. Удивительно, но глинозем закупается за границей, в России производить его в необходимом объеме еще не научились.

Bosch

Получившийся шликер фильтруется несколькими способами для того, чтобы избавиться от возможных загрязнений, которые потенциально могут присутствовать в материале. Затем добавляются связующие компоненты, и после этого происходит процесс получения пресс-порошка: шликер под высоким давлением 40-50 атмосфер распыляется внутри колбы через отверстие диаметром 0,5 мм. Далее начинается формование изолятора — пресс-порошок поступает в резиновую матрицу, где он сжимается под давлением 400-500 бар. Это уже готовая заготовка, которой придается нужная форма.

Bosch

Гордость предприятия – печь обжига, привезенная с завода в Бамберге (основное производство Bosch). Печь позволила увеличить производственную мощность завода до 100 миллионов единиц продукции в год. Кроме того, с появлением этой печи решилась старая проблема колебания температуры. Теперь эта разница между верхней и нижней частью составляет не более 5 градусов Целься. Это сразу положительно сказалось на качестве готовых изоляторов.

Bosch

Немного технических подробностей. Температура в печи составляет 1600 градусов, а весь цикл занимает 33 часа. За один раз в печи проходит около 30 вагонеток, в каждой из которых находится порядка 10 тысяч заготовок. Будущие изоляторы помещены в специальные открытые боксы – дорогостоящие капсели. Так что работники должны быть крайне аккуратны, чтобы не разбить их. На выходе из печи изолятор получает свои механические прочностные характеристики; достигается плотность 3,7 г/см3 и заданная производителем электропрочность.

Bosch

Параллельно с производством изоляторов ведется сборка сердечника. Автоматизированная линия доставлена сюда с того же завода в Бамберге. Да, оборудование не новое, но работает исправно и дает необходимое качество.

Далее элементы свечей попадают на линию окончательной сборки, которая, кстати, спроектирована и создана здесь, на заводе в Энгельсе, а не привезена из Германии. Производительность линии составляет 30-40 тысяч свечей в сутки. Завершающий этап – упаковка: здесь есть и одноместная, четырехместная, коробки и блистеры. Упаковочные машины на заводе автоматические и полуавтоматические.

Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch

На начало 2015 года ассортимент  расширился тремя новыми модификациями ЭЗ Yttrium: FR7LDC+, FR7HC+ и FR7LCX+. Модель FR7LDC+ предназначена для таких автомобилей как Renault Logan, Chevrolet Lacetti, Sandero, Clio, Kangoo, Skoda Fabia, Octavia, Volkswagen Polo, Golf IV, Caddy и других.

FR7HC+ – для Volkswagen Polo, Jetta, Skoda Fabia, Roomster, Rapid, SEAT Ibiza.

Третья новинка FR7LCX+ предназначена для Chevrolet Aveo, Cruze, Honda Accord, Civic и CR-V, Mazda 323 и многих других.

Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch
Bosch

 

Николай Назайкинский

О Николай Назайкинский

Основатель проекта. Автор и редактор TurboAnimals в прошедшем времени.

Комментирование запрещено