Статистика продаж легковых автомобилей в России за 2019 год

Для тех, кто больше любит смотреть, а не читать, в самом конце статьи видео

Сегодня мы с вами попробуем подвести итоги продаж новых легковых автомобилей в России за 2019 год.

По данным АЕБ за 2019 год в России продано 1 759 532 автомобиля! Если посмотреть на график, то к показателям 2013-2014 годов еще довольно далеко и автомобили до сих пор являются для россиян роскошью.
Динамика продаж автомобилей в России с 2014 по 2019 годы
По сравнению с 2018 годом, продажи в 2019 году упали на 2.3%. В 2018 году было реализовано 1 800 591 автомобиль. Скорее всего, негативным фактором для автомобильного рынка в 2019 году стало повышение НДС.

Декабрь 2019 года стал отличным месяцем для продаж, так как во всех СМИ обсуждалась новость о повышении утилизационного сбора в начале 2020 года.
В статистику АЕБ не попали данные по марке Ravon, которая, вроде как, вернулась еще сентябре 2019 года.

Аналитики и многие топ-менеджеры автомобильных брендов прогнозируют на 2020 год падение продаж на российском автомобильном рынке на 2%. Негативным фактором станет повышение утилизационного сбора.

Но есть и приятная новость — деньги с национальных проектов в 2020 году хоть как-то освежат российскую экономику, будем надеяться, что это положительно скажется на автомобильном рынке.

А теперь, посмотрим статистику в разрезе по классам автомобилей

А класс уменьшился на 5%
Сам класс в России как отсутствовал, так и отсутствует. Ранее А-класcом заправлял Ravon R2, сейчас осталась дорогая Kia Picanto. Спрос на Пиканту неплохой – 4243 авто за год. Также в А-класс вошли бензиновые Смарты и Fiat 500.
Продажи А-класса в России за 2019 год
B-класс на удивление тоже уменьшился на 3%, а именно на 22354 авто.
Лидер класса — Lada Granta. Обновление Гранты дало неплохой плюс в продажах. Продажи Гранты подтянули за собой продажи Весты. Солярис, Кио Рио и Поло немного сдали. Народ ждет обновления этих моделей.
В целом, видно, что у народа деньги заканчиваются.
Продажи B-класса в России за 2019 год
С-класс также в минусе. –14%
С С-классом в кризис дела идут не очень. Лидером так и остается Шкода Октавия.
Продажи C-класса в России за 2019 год
D и E-класс немного прибавил +1%. Тут лидер класса все также Toyota Camry, а Optima все также наступает ей на пятки.

Кроссоверы B-класса (длина до 4,3 м) – спрос упал на 4%. Бесспорный лидер Hyundai Creta.
Продажи кроссоверов B-класса 2019

Компактные кроссоверы (длина до 4,6 м) немного в плюсе — +2%
Продажи компактных кроссоверов в России за 2019 год

Среднеразмерные кроссоверы (длина до 4,8 м) прибавили +8%

Большие кроссоверы (длина свыше 4,8 м) плюс +1%

Пикапы в минусе -8%

Электромобили в уверенном плюсе благодаря дорогому Jaguar I-Pace.
Топ электромобилей 2019

За исключением B-класса рынок легковых автомобилей стал совсем скучным. Российский рынок весьма сложный и, как мы видим, оставаться на нем могут те, кто способен лидировать в своем классе или в классах. Остальные игроки попросту уходят. Например, в 2019 году нас покинул Ford. Провалившись полностью с Фиестой и ЭкоСпортом, и не заняв лидерство в своих классах с Кугой и Фокусом.

А теперь рассмотрим каждую марку подробнее

Лидер по объемам продаж – Лада — 363 658 автомобиля.
Granta – 137 232 авто
Vesta - 111 459 авто
Largus - 52 397
4x4 – 31 923
XRAY - 28 967

Продажи Лада в России по годам
Напомню, Лада Гранта обновилась и слилась в единое с семейством с Калиной, что дало прибавку в объеме продаж на 12%.
А вот объем продаж Весты, судя по графику, приблизился к своему максимуму +4%.
Спрос на X-Ray упал на 17% — хотя была предложена Cross версия и версия с вариатором.
Спрос на Ларгус и Лада 4х4 также уменьшился.

Лидер по объемам продаж среди иномарок – Kia. Лидерство удерживается уже на протяжении 6 лет. 225 901 реализованных автомобилей, но немного меньше, чем в 2018 году.
Rio - 92 475
Sportage - 34 370
Optima - 25 707
Soul - 18 520
Sorento - 16 678
Ceed - 16 203
Cerato - 14 994
Picanto - 4 243
Stinger - 1 415
Mohave - 887
K900 - 409

Продажи Kia в России по годам
В преддверии обновления Rio продажи просели. Объемы продаж Sportage прибавили совсем немного. Tiguan обогнал Sportage по объемам продаж. Обновление положительно повлияло на продажи Kia Soul. А вот обновление и изменение цены на Kia Ceed сказалось на продажах отрицательно.
Optima медленно но верно стремится к Тойоте Камри, но догонять еще много.
Продажи Cerato четвертого поколения вдвое лучше, нежели продажи прошлого поколения Cerato с приставкой Classic, которую также можно купить.
С уходом Ravon, в А-классе осталась только Picanto.

Следом за Kia идет Hyundai с незначительным ростом — 179 124 проданных авто.
Creta - 71 487
Solaris - 58 682
Tucson - 22 753
Santa Fe - 11 519
Sonata - 7 247
Elantra - 4 854
H-1 - 2 207
i40 и другие модели - 315
i30N - 60

Продажи Hyundai в России по годам
Локомотивом продаж и бестселлером марки по прежнему является Крета (+6%). Крета постепенно забирает у Solaris покупателей. Продажи Соляриса упали на 11%. Также Крета является лидером класса кроссоверов B-класса.
Фейслифтинг Тюксону особо не помог и объем продаж, можно сказать, остался прежним (-1%). Продажи Santa Fe выросли. Середнячки по объемам продаж — Sonata и Elantra так и застряли где-то в середине своих классов. Любителей горячей N-серии оказалось совсем немного.

Renault. Общий объем продаж у Рено — подрос по сравнению с 2018 годом. А все благодаря многострадальной Аркане на которой кто только не хайпанул и не отругал в интернете.
Общий объем продаж 143 558 авто.
Duster - 39 031
Logan - 35 391
Sandero - 30 496
Captur - 25 799
Arkana - 11 311
Koleos - 679
Dokker - 436
Master - 408
Kangoo Z.E. – 7

Продажи Renault в России по годам
Logan единственный кто показал рост продаж благодаря внедорожной версии Stepway (+17%). Продажи всех остальных моделей просели. Аркана понемногу забирает покупателей у Каптюра.

Volkswagen – сохранил свои прошлогодние объемы продаж. Было продано 111 989 автомобилей.
Polo - 56 102
Tiguan - 37 242
Touareg - 5 779
Transporter - 3 583
Teramont - 2 595
Passat - 1 608
Caddy - 1 425
California - 1 124
Golf - 893
Crafter - 780
Amarok - 693
Jetta - 165

Продажи Volkswagen в России по годам
Стоит отметить Tiguan, который благодаря новыми комплектациям сделал рывок в продажах (+11%) и догнал лидера класса компактных кроссоверов Duster.
Touareg также показал неплохой рост (+23%) и является лидером в классе Большие кроссоверы. Спрос на народный Polo упал на (-6%) — пора уже делать обновление. Остальные модели сдают свои позиции по различным причинам.

Toyota – объем продаж упал на 5% по сравнению с 2018 годом. За 2019 год реализовано 103 597 автомобилей в России.
Camry - 34 017
RAV4 - 30 627
Land Cruiser Prado - 15 146
Land Cruiser 200 - 6 940
Fortuner - 4 776
Corolla - 4 684
Hilux - 3 180
C-HR - 2 361
Highlander - 1 035
Alphard - 744
HiAce - 76
Supra - 10
Prius - 1

Продажи Toyota в России по годам
Toyota прочно сидит на всех своих местах. Camry – остается лидером своего класса. Новый Rav4 который появился под конец года так и не успел подстегнуть продажи. Новая Corolla все также где-то в середине C-класса. Обновление Короллы и новая цена не подтолкнули продажи, как ожидалось, а наоборот продажи уменьшились на 10%.
Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200 остаются лидерами в классе Больших внедорожников, но объемы стремительно падают и более того Land Cruiser 200 показал рекордный минимум продаж за все время. Fortuner также неважно себя чувствует и показывает стремительное падение спроса (–19%).
Hilux лидирует среди иностранных пикапов, объемы продаж у него стабильные.
Продажи нишевого кроссовера C-HR и минивэна Alphard немного оживились. Prius покинул российский рынок. Зато появилась Supra.

Skoda — молодец и наращивает объемы. Плюс 9% За 2019 год реализовано 88 609 автомобилей.
Rapid - 35 121
Octavia - 27 161
Kodiaq - 25 069
Superb - 1 258

Продажи Skoda в России по годам
Лидер класса Среднеразмерные кроссоверы — Kodiaq потеснил, постоянных лидеров класса — Outlander и X-Trail. Rapid далек от бестселлеров класса, но объем продаж стабилен. Возможно обновление подтолкнет продажи в 2020 году.
Octavia возглавляет C-класс и конкурентам до Октавии далеко. Продажи Superb просели из-за рестайлинга модели.

У Nissan 2019 год можно назвать провальным. Объем продаж рухнул на 20% и составляет 64 974 автомобилей. Можно смело сказать, что Nissan – это провал года среди крупных игроков автомобильного российского рынка.
Qashqai - 25 158
X-Trail - 20 915
Terrano - 12 622
Murano - 3 367
Almera - 1 467
Juke - 1 399
Leaf – 30

Продажи Nissan в России по годам
Провал в продажах обусловлен конечно завершением продаж Алмеры и Juke. Теперь в гамме осталось только 4 кроссовера: Terrano, Qashqai, X-Trail и Murano. Спрос упал на все модели, кроме Кашкая. Продажи Qashqai выросли на 8% благодаря грамотному обновлению.

У УАЗа 6% падение. С 2013 года УАЗ плавно катится вниз. В 2013 году было продано 51 428 автомобилей, а в 2019 году — 38 892 автомобиля. Мне кажется, что УАЗу стоит задуматься.
Продажи UAZ Patriot упали на 2%, но Патриот прочно удерживает лидерство в классе среднеразмерных внедорожников. Пикап остается лидером среди класса пикапов, но спрос сократился на 5%. Спрос на Хантер сократился на 27%.
Патриот - 15 113
Пикап - 3 548
Хантер - 1 059

Mercedes-Benz рост продаж на 11%. За 2019 год в России реализовано 42 046 автомобилей.
GLC-Class - 8 586
E-Class - 8 352
GLE - 4 587
C-Class - 3 664
GLA-Class - 3 129
GLS-Class - 2 834
CLA-Class - 1 921
V-Class - 1 767
S-Class - 1 634
A-Class - 1 432
G-Class - 1 391
Sprinter - 1 045
CLS-Class - 835
X-Class - 547
Vito - 535
Maybach S-Class - 528
AMG GT - 464
B-Class - 343
SLC-Class - 21
SL-Class - 11
Citan - 1

Российская сборка и хорошие спецпредложения существенно подстегнули спрос на E-класс и кроссоверы GLC.
У моделей GLE и GLS были трудности с локализацией и поставкой моделей на российский рынок, что привело к просадке продаж.
Неплохо расходится C-класс (+18%) и старый GLA-класс (+28%). CLA – лидер премиум С-класса, рост более чем в двое.
А-класс и B-класс также показал рост более, чем в двое. Гелики отлично продаются и без дизеля (+83%).
S-класс просел вместе со всем сегментом автомобилей. Спрос на остальные модели Мерседес не особо большой.

У BMW все хорошо! Второй год подряд БМВ занимает лидирующие позиции в ¬премиум-сегменте. +17% 45 391 проданных автомобиля. Все благодаря оптимизации комплектаций и скидкам.
5-Series - 7 282
X3 - 5 984
X5 - 5 275
3-Series - 4 999
X4 - 3 501
X6 - 3 398
X1 - 3 086
X7 - 3 019
7-Series - 1 149
6-Series - 1 093
1-Series - 910
X2 - 903
4-Series - 401
8-Series - 251
2-Series - 213
Z4 - 43
i8 - 10
i3 – 3

Около 70% реализованных машин — дизельные! Пятая серия лидер премиум Е-класса (+9%).
Трешка лидер премиум D-класса (+8%).
Кроссоверы Х1, Х2, X3, X4 усилили позиции.
X5 сменил поколение, но в продажах отразилось не сильно +7%.
Х6 ушел в минус по объемам в ожидании преемника. Весной на рынке появился X7 – 3019 реализованных автомобилей.
«Единичка» ушла из России, но вернулся родстер Z4.

Mazda сохраняет объем прошлого года (-3%) или 30 576 проданных автомобиля.
CX-5 - 22 565
6 - 5 271
CX-9 - 1 809
3 – 931

Динамика продаж Mazda в России по годам
Основа продаж — это CX-5 объемы которого сравнимы с Hyundai Tucson.
Продажи большого CX-9 немного взбодрились (+9%). Mazda 6 чуть-чуть сбавила обороты.
А новое поколение и новая завышенная цена на Mazda 3 существенно уменьшили продажи. (-54%)

У Mitsubishi падение продаж на 12% . За 2019 год в России продано 39 938 автомобилей.
Как и раньше, Митсубиси продает все те же старые автомобили, но в красивой и эффектной обертке.
Outlander - 23 894
Pajero Sport - 6 909
ASX - 4 286
L200 - 2 019
Eclipse Cross - 1 625
Pajero 4 - 1 205

Динамика продаж Mitsubishi в России
Outlander отдал пальму первенства среднеразмерных кроссоверов Кодиаку. Продажи Аутландера упали на 3%. ASX японской сборки из-за постоянных подорожаний в минусе, падение продаж на 11%.
Нишевый и довольно интересный Eclipse Cross после изменений в комплектациях и ценника мало кому стал интересен и как результат продажи рухнули на 45%.
Упал спрос на калужский Pajero Sport (-27%) и обновленный пикап L200 (-33%).
Древний Pajero 4 в который раз отправлен на пенсию. На фоне отставки его продажи сразу взлетели более чем вдвое.

Lexus в отличии от BMW и Mercedes теряет покупателей (-8%) За 2019 год продано 22 395 автомобилей.
RX - 9 855
NX - 5 380
LX - 3 657
ES - 1 813
UX - 878
GX - 621
LS - 140
IS - 39
LC - 9
RC F - 2
RC – 1

Удержатся на прежних объемах удалось только лидеру класса премиальных среднеразмерных кроссоверов — Lexus RX (+1%) и обновленному седану ES (+26%).
Кроссовер NX пока остается лидером класса премиальных компактных кроссоверов, но просадка существенная -26%
Большие внедорожники LX и GX теряют покупателей (-21%) и (-8%). Внедорожник LX пока еще остается лидером в классе премиальных больших внедорожников.
Седан IS покинул российский рынок.

Марка Ford покинула Россию с легковушками, распродав почти все складские запасы. И даже с завершением производства и продаж, легковые автомобили Ford заняли неплохие средние места в своих классах. За 2019 год продано 30 306 автомобилей (-57%).
Transit - 12 589
Focus - 6 529
Kuga - 5 799
Explorer - 2 705
Fiesta - 839
EcoSport - 635
Mondeo - 631
Transit Custom - 413
Tourneo – 166

Динамика продаж Ford в России по годам

Номинацию “китайский прорыв года” забирает Haval. Рост продаж на + 282%
За 2019 год продано 12 284 кроссоверов.
H6 - 6 391
F7 и F7x - 3 696
H2 - 1 345
H9 – 852

Открывшийся тульский завод Haval дал толчок в продажах. Но основа продаж — это грамотный маркетинг и неплохие кроссоверы по соотношению цена/качество.
Основной вклад в объем продаж внес не разрекламированный F7 и F7x, а H6, у которого рост объема продаж более чем вдвое. Неплохой старт у семейства F7. Увеличились продажи, более чем в 3 раза, у компактного кроссовера H2. Рост продаж более чем вдвое у H9.

Datsun на фоне слухов о своем уходе с российского рынка показал небольшой рост в 9% — 22426 реализованных автомобилей. Как и раньше, Datsun в России представлен 2-мя моделями. И как и прежде, на седан on-DO приходится основа продаж. Хэтчбек mi-DO – разбавляет модельный ряд.
Суммарно, обе модели Datsun по объемам продаж существенно уступают объемам продаж прародителю Лада Гранта.
on-DO - 19 453
mi-DO - 2 973

Продажи Datsun в России по годам

Продажи у Audi наконец-то перестали падать и после 5 лет крутого пике, показался маленький, но рост в 1%. За 2019 год продано 16 333 автомобилей Ауди.
До БМВ и Мерседеса объемам Ауди далеко.
Audi Q5 показал небольшой рост (+3%). Падение продаж у модели Q7 (-20%) компенсировано хорошим ростом продаж Q8. Провал Q3 обусловлен перерывом в продажах, которые возобновились только осенью.
Спрос на семейство A4 подрос. Также повысился спрос на Audi A5. На A3 спрос упал. А новое поколение A6 что-то не пошло.
Ауди от поставок спорткаров TT и R8 отказались.
Q5 - 3 289
Q7 - 2 989
Q8 - 2 773
A4 Allroad - 2 392
A3 - 1 234
A5 - 1 175
A6 - 1 098
Q3 - 551
A8 - 397
A7 - 334
A4 - 55
A6 Allroad - 29
TT - 14
R8 – 3

Продажи Chevrolet упали на 27%. За 2019 год продано 21 821 автомобиля марки. Продажи Шеви Нивы упали на 25%. Продажи американских внедорожников и спорт купе хоть и небольшие, но подросли. Спорткупе Corvette покинул российский рынок.
Отмечу, что в 2020 году Шевроле, возможно, возобновит продажи в России, убрав с российского рынка марку Равон.
Niva - 20 693
Tahoe - 529
Traverse - 319
Camaro - 268
Corvette – 12

Geely бьют рекорды! Объемы продаж выросли более чем вдвое (+282%). За 2019 год продано 9 602 китайских Джили в России. И о чем радостно рапортуют китайцы в своих пресс-релизах.
Atlas - 7 536
Emgrand X7 - 1 211
Emgrand EC7 - 777
Emgrand GS – 49

Продажи Geely в России по годам
Флагман марки Geely Atlas белорусской сборки стал прорывом года.
Неплохие модели Emgrand X7 и Emgrand 7 показали двукратный рост, но объемы продаж пока все равно маленькие.
Дорогущий кросс-хэтчбек Emgrand GS вообще непонятно зачем приехал в Россию.

Suzuki наращивает продажи третий год подряд. А когда-то ходили слухи об их уходе с российского рынка. Рост на +29%. За 2019 год в России продано 7 731 автомобилей.
Vitara - 5 590
SX4 - 1 584
Jimny - 557

Динамика продаж Suzuki в России по годам
Основа продаж Сузуки, как и прежде – это Vitara. Рост продаж у Витары +33%. Сегодня, Vitara на рынке очень привлекательна по цене и комплектациям среди одноклассников.
Сузуки SX4 в плюсе, но продажи не бьют рекордов, рост на 17%.
Сузуки планировала продать 700 внедорожников Джимни, но 700 продать не удалось. Отмечу, что официальные дилеры Сузуки отлично отработали на ажиотаже вокруг Jimny и по полной отыгрались продавая Jimny только с допами.

Volvo — рост продаж на 14%. За 2019 год было реализовано 8 846 автомобилей.
XC60 - 3 365
XC90 - 2 073
XC40 - 1 898
V90 - 543
S90 - 403
V40 - 392
V60 - 93
S60 – 79

Спрос на XC60 вырос на 18%.
Двукратный рост показал XC40.
XC90 сдал на 6%.
Семейство S90/V90 суммарно немного в плюсе.
S60 и V60 Cross Country сменили поколение.
Хэтчбек V40 Cross Country покинул российский рынок.

Land Rover. Рост продаж 2018 года сменился стагнацией (-12%). За 2019 год продано 8 663 автомобилей.
Range Rover - 2 713
Range Rover Sport - 1 699
Range Rover Velar - 1 429
Discovery Sport - 1 325
Range Rover Evoque - 1 031
Discovery – 466

Продажи всех моделей в минусе. Наибольшее падение у Discovery.

Subaru. Продажи марки просели на 4%. За 2019 год продано 7 686 автомобилей.
Forester - 5 603
XV - 1 044
Outback - 795
Legacy - 207
WRX – 37

Subaru Forester единственный кто показал рост на 16%.
Продажи XV просели на 40%, а Outback на 34%.
Вклад продаж Legacy и WRX весьма мал и спрос к тому же упал.

У Chery рост продаж не такой большой как у Geely и Haval, а всего на 16%.
За 2019 год реализовано 6 358 автомобилей.
Tiggo 3x - 2 262
Tiggo 4 - 1 968
Tiggo 7 - 1 563
Tiggo 5 - 314
Tiggo 2 – 251

Динамика продаж Chery в России по годам
Старичок Tiggo 3x является пока основой продаж, но компактный Tiggo 4 вскоре его заменит.
Tiggo 2 и Tiggo 5 покинули российский рынок.

У Changan очередная попытка закрепится на российском рынке.
Рост продаж на 86%. Всего за год продано 2 805 автомобилей.
CS35/CS35Plus - 2 226
CS75 - 489
CS55 – 90

Как и прежде – основа продаж марки – это кроссовер CS35/CS35 Plus. В конце года вышел кроссовер CS55.

Peugeot и Citroen. Французам все никак не удается выбраться из ямы. Падение продаж у Пежо на 15% и падение продаж у Ситроен на 12%. Пежо в 2019 году удалось продать 4 712 автомобилей, а Ситроену — 3 266 автомобилей.
Пока в PSA делают акцент на коммерческий транспорт, так как легковые автомобили крайне не популярны из-за высокой цены.
Traveller - 1 464
3008 - 883
Boxer - 843
Expert - 830
408 - 303
5008 - 294
Partner - 47
2008 - 37
508 – 11

SpaceTourer - 794
Jumpy - 632
Jumper - 630
C4 - 516
Grand C4 Picasso - 240
C3 - 202
C5 Aircross - 173
Berlingo - 50
C4 Picasso - 13
DS3 - 8
DS4 – 7

Динамика продаж Peugeot в России по годам
Продажи Citroen в России по годам
Некогда популярные народные седаны 408 и C4 Седан не интересны совсем. ОТТС на эти седаны продлен и их продолжат собирать еще 3 года.
Кроссовер 3008 потерял покупательский спрос на 33%.

У Ситроен все зеркально с Пежо.
C3 Aircross не получил популярность и никому по сути не нужен.
Продажи ковра-самолета C5 Aircross стартовали весьма вяло.
Partner и Berlingo — ушли с рынка, но обещали вернуться в обновленном варианте в 2020 году!

Сразу, чтобы далеко не ходить, кто не в курсе, 16 декабря в Россию вернулся Opel. Но Opel теперь французский и принадлежит альянсу PSA.
За короткий промежуток времени удалось продать в 11 дилерских центрах 13 калужский микроавтобусов Zafira Life.

По каким еще хочется пройтись маркам.

Ravon – в статистику АЕБ не попал. Но по данным агентства Management Services в России зарегистрировано 182 автомобиля. Плюс живые свежие автомобили были мною замечены в автосалонах Равон.

Зашедший в Россию в декабре GAC смог реализовать 11 больших внедорожников GS8.

У Foton и Hawtai запал закончился и продажи так и остались на дне.

Dongfeng вроде еще верит в светлое будущее и анонсировал расширение модельного ряда, но пока все по старому, в продаже только AX7 и H30 Cross.

Каким-то таким получился у нас российский автомобильный рынок 2019 года. Выводы простые: крупные автомобильные игроки чувствуют себя весьма неплохо, китайцы набирают обороты и слово “китаец” теперь не ругательство и возможно надежный автомобиль.

В 2019 году следующие классы автомобилей были НЕ популярны и показали отрицательную динамику:
А-класс
B-класс
С-класс
F-класс
Кроссоверы B-класса
Субкомпактные и компактные внедорожники
Среднеразмерные внедорожники
Большие внедорожники
Премиальные большие внедорожники
Пикапы
Компактвэны
Родстеры

Показали рост продаж следующие классы автомобилей:
Премиальный B-класс
Премиальный C-класс
D и E-класс
Премиальный D и E-класс
Компактные кроссоверы
Среднеразмерные кроссоверы
Большие кроссоверы
Премиальные большие кроссоверы
Минивэны и вэны
Спорткупе
Электромобили

На этом все, будем наблюдать за 2020 годом, думаю много в этом году будет интересного. Как всегда ваше виденье всей этой ситуации и ваше мнение пишите в комментариях.

Александра Джулич

О Александра Джулич

Специальный корреспондент TurboAnimals и большой любитель новостей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *